В Нагорном Карабахе случился один из самых серьезных после войны инцидентов. Военные Азербайджана заняли село в зоне ответственности российских миротворцев. Ереван требует расследовать «бездействие» российских военных
Обострение в Нагорном Карабахе
Из-за того что 24 марта в Нагорном Карабахе азербайджанские военные заняли армянское село Парух (азерб. Фарух) президент России Владимир Путин дважды — 24 и 25 марта — созванивался с армянским премьер-министром Николом Пашиняном. Последний при этом был довольно резок и «выдвинул вопрос о необходимости расследования действий российских миротворцев».
В субботу, 26 марта, Совет безопасности непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) обратился к российскому президенту с просьбой увеличить численность российского миротворческого контингента в регионе. «Считаем, что нынешняя численность личного состава миротворческого контингента и количество технических средств, предусмотренные положениями заявления, недостаточны для полноценного выполнения миротворческой миссии в Арцахе», — говорится в обращении.
Возмущение армянской стороны вызвало то, что село Парух находится в зоне ответственности российских миротворцев, то есть азербайджанцы в нарушение условий мира пересекли линию соприкосновения — такого не было ни разу после окончания войны. Село было занято без боя, но позднее рядом завязалась перестрелка за соседнюю стратегически важную высоту Караглух. По данным армянской стороны, были убиты трое армянских военных и ранены более десяти. С азербайджанской стороны, утверждает Ереван, пятеро погибших.
В Баку потери, как и саму перестрелку, опровергли. Однако изменение статус-кво на линии соприкосновения косвенно подтвердили. «На пунктах ведется уточнение позиций и мест дислокации», — заявили в Минобороны Азербайджана. Власти Нагорно-Карабахской Республики сообщили также, что из соображений безопасности из другого приграничного села в том же районе — Храморт (азерб. Пирлер) — были эвакуированы женщины и дети.
В МИД Армении сразу после инцидента заявили, что ожидают от российских миротворцев более активных действий. «Ожидаем, что российские миротворческие войска, в зоне ответственности которых происходит провокация, примут меры, чтобы войска Азербайджана немедленно вернулись на исходные позиции», — отметили в министерстве.
В ситуацию пришлось вмешаться российскому министру обороны Сергею Шойгу. Он созвонился с коллегами из Армении и Азербайджана Суреном Папикяном и Закиром Гасановым 24 и 25 марта соответственно. В Минобороны Армении сообщили, что министр Папикян во время разговора «подчеркнул необходимость возвращения азербайджанских частей на исходные позиции». А азербайджанская сторона заявила, что в ходе телефонного разговора Закир Гасанов заявил о решительном пресечении провокаций, совершенных Арменией на госгранице. Шойгу обеим сторонам ответил, что Россия следит за ситуацией и предпринимает шаги для ее мирного разрешения.
Обстановка стала обостряться две недели назад, когда в Нагорном Карабахе начались проблемы с газоснабжением. Газопровод в Нагорный Карабах идет из Армении, но пересекает городу Шушу, который контролирует Азербайджан. В ночь с 7 на 8 марта на этом участке произошел взрыв. Власти Азербайджана под разными предлогами не разрешали ремонт газопровода, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян, и в конце концов отремонтировали сами, но «во время этих работ на газопроводе был установлен вентиль». 18 марта было сообщено, что ремонтные работы завершены. На следующий день подача газа была восстановлена. Однако с 21 марта газ в Карабах снова не поступает.
С 8 марта — уже больше двух недель — газа в армянской части Нагорного Карабаха практически не было, рассказал РБК министр экономики и сельского хозяйства НКР Армен Товмасян. Сейчас ситуация, по его словам, критическая, потому что регион очень зависит от газа: на нем ездят практически все машины, большие трудности испытывает бизнес. «Народу тяжело без отопления», — добавляет он. В этом году выдался холодный март: ночью температура опускается ниже нуля. «В условиях беспрецедентного снегопада и небывалых холодов около 120 тысяч жителей Нагорного Карабаха лишились жизненно необходимого газоснабжения», — заявили в МИД Армении. По словам Никола Пашиняна, регион «на пороге гуманитарной катастрофы».
Почему возникают инциденты
Баку отвергает обвинения в том, что Азербайджан намеренно отключил газ для карабахских армян, но при этом озвучивает встречные требования. «Рекомендуем Армении обеспечить выполнение своих обязательств по трехсторонним заявлениям, включая вывод остатков вооруженных сил, находящихся в регионе, и тем самым способствовать региональному миру и безопасности, а не выступать с необоснованными утверждениями», — заявила пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева.
«Они хотят оказать давление на нашу страну. Сегодня Азербайджан, как и во все времена, выступает за мир. В ходе 44-дневной войны Азербайджан освободил свои территории от оккупации. Мы неоднократно предлагали потерпевшей поражение Армении подписать мирный договор. Однако каждый раз Ереван предпринимает попытки уклониться от его заключения под надуманными предлогами», — заявил агентству Report депутат парламента от правящей пропрезидентской партии «Новый Азербайджан» Джавид Османов.
Отключение газа и продвижение азербайджанских войск — элементы давления на Армению, считает директор базирующегося в Ереване Института Кавказа Александр Искандарян. Таким образом, Баку хочет получить «бумагу, договор, декларацию, нечто, подписанное Арменией, что можно представить внутри Азербайджана как признание территориальной целостности Азербайджана вместе с территорией НКР», отмечает эксперт. «Азербайджан стремится иметь больше инструментов давления на НКР, и один из них, чтобы люди чувствовали себя там более неуверенно из-за того, что ухудшается гуманитарная ситуация. Это делается разными способами: от отключения газа до каких-то военных инцидентов. Все это вместе работает на основную цель Азербайджана», — добавляет он.
Осенью прошлого года РБК писал о том, в каком положении оказалась армянская часть Нагорного Карабаха после поражения в войне. Территория непризнанной республики сократилась на 80%. Производство электроэнергии упало почти в 3,5 раза: непризнанная республика лишилась 29 из 36 гидроэлектростанций. Карабах лишился половины всего поголовья скота и 75% пахотных земель. Деньги Армении стали составлять 90% бюджета непризнанной республики. Спустя больше года после окончания войны люди продолжают жить как на иголках, говорит Армен Товмасян. Мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией нет, вместо него заявление о перемирии. У российских миротворцев спустя год не уточнен мандат, о правилах присутствия неизвестно даже то, когда они имеют право применять оружие.
Инцидентами вроде захвата села Парух Баку также прощупывает красные линии, считает Искандарян. «Границы, в которых он может воздействовать на Армению, учитывая занятость российского руководства тем, что происходит на Украине», — говорит он и добавляет, что «пока Россия не может сделать так, чтобы такого рода инциденты не повторялись». «Россия использует инструменты дипломатического характера: звонки и тому подобное. Но этих инструментов явным образом не хватает, а влиять другим способом Москва не может», — уверен Искандарян.